Велосипедная рама – это основная часть велосипеда, к которой крепится все остальное, колеса, передняя вилка и другое оборудование велосипеда. Среди рам прежде всего различают два основных вида – открытые и закрытые велосипедные рамы.

Классическая закрытая (так называемая мужская) рама – состоит из труб, образующих два треугольника, передний и задний. Передний треугольник образован подседельной трубой, соединяющей седло и каретку; нижней трубой, соединяющей каретку с рулевой колонкой (стаканом); и верхней трубой, соединяющей рулевую колонку с подседельной трубой. Задний треугольник образован двумя парами труб, идущих от подседельной трубы и каретки к месту крепления втулки заднего колеса. Чаще эти пары называют перьями задней вилки. Указанная конструкция обеспечивает наибольшую жёсткость рамы при минимальном её весе.

Открытая (так называемая женская) рама – это рама без верхней трубы или с верхней трубой идущей рядом с нижней. Женская рама всегда тяжелее аналогичной по жёсткости и прочности классической, поэтому в шоссейных велосипедах применяется почти исключительно классическая рама.

Складные рамы – на их базе собирают складные модели велосипедов. В этом классе преобладают открытые рамы, требующие одного шарнира.

Размеры велосипедных рам:
Геометрия рам может быть различной, но у всех их есть одинаковый показатель, ее рост. Рост рамы можно измерить двумя способами:
1 – от оси каретки (педалей) до осевой линии верхней трубы (для классических закрытых рам).
2 – от оси каретки до верхнего среза подседельной трубы.
Рост рамы шоссейных велосипедов традиционно измеряется в см. или мм., а рост рамы горных велосипедов – в дюймах.

Высота [см] Рама -Спорт. Рама туристическ./ городск.
> 200-190 21′ (XL) 23′ (XXL)
190-180 19′ (L) 21′ (XL)
180-170 17′ (M) 19′ (L)
170-160 16′ (S) 17′ (M)
< 160 14′ (XS) 16′ (S)

Изготавливают велосипедные рамы из труб как круглого, так и другого сечения. Наиболее качественные рамы изготавливают из труб с переменной толщиной стенок и собирают в статически напряженном состоянии.
Баттированными (баттинг) – называют трубы велосипедной рамы с переменной толщиной стенок. Баттирование существенно улучшает характеристики рамы. Бывает двойное (DB) и тройное (TB) баттирование. При тройном баттировании толщина труб на концах различна, а при двойном – одинакова.

Изготавливают велосипедные рамы из различных материалов. Это могут быть легированные стали, различные алюминиевые, титановые и магниевые сплавы, а также углепластик (карбон).

Рамы из легированной стали – изготавливаются с 1930-х годов. Такая рама хорошо работает на неровностях дороги благодаря своей гибкости, однако у таких рам невысокие рабочие характеристики и большой вес. Такие рамы ставятся на самые дешевые велосипеды “для начинающих”. В настоящий момент чаще всего используются хром-молибденовые стали.
Плюсы таких рам: высокая прочность; лучшее гашение вибраций при езде; более ремонтнопригодны; более долговечны.
Минусы: большой вес; ржавеет.

Рамы из титанового сплава – в основном ставят на спортивные велосипеды.
Плюсы титановых рам: очень легкие; не ржавеет; не боится жары и холода; прекрасно гасят мелкую вибрацию; прекрасные усталостные характеристики.
Минусы: высокая цена.

Алюминиевые рамы – популярны с 1980-х годов. Они дешевые, легкие хорошая коррозийная стойкость. При практически одинаковом весе с титановой рамой, обладают большей жесткостью. Однако у алюминиевых сплавов плохие усталостные характеристики, непрерывно накапливается усталость и в конце концов рама может разрушится даже от незначительной нагрузки. Причем в отличие от стальных рам, алюминиевые рамы разрушаются внезапно.

Велосипедные рамы из магниевого сплава – очень легкие, с отличными механическими свойствами.
Плюсы: высокая удельная прочность; низкий вес (боле чем в 6 раз легче стали и в 2 раза легче алюминия); хорошо поглощает вибрации.
Минусы: низкая ударная вязкость; боится точечных ударов; низкая общая прочность материала; низкая коррозийная стойкость.

Рама из углепластика (карбона)
– обладает исключительной прочностью, но при этом хрупкая, дорогая и труднотехнологична. Очень боится точечных ударов. Иногда изготавливаются “гибридные” рамы, с основой из титана или алюминия и отдельными элементами из углепластика.

Также рекомендуем ознакомиться:

  1. Типы велосипедных рам
  2. Рамы, материалы и производители
  3. Подбор велосипеда «по росту»
  4. Велосипеды Fuji
  5. Велосипеды Author

Оставить комментарий