Ашанбайк — велосипед, сделанный в Китае и собранный пьяными грузчиками в подсобке. Продается на вещевых рынках, совковых спорттоварах (эх, уже не те…) и супермаркетах. Является катализатором выделения умопомрачительного количества ненависти и презрения у Веломанов.

Байк — горный (МТБ) велосипед. Самый универсальный и популярный вид, но 95 % таких велосипедов приобретаются для покатушек по городу, и в горы попадают очень редко.

Бутик — малосерийная контора, выпускающая чрезмерно дорогие и редкие рамы, (как правило, класса Trail). После приобретения такого у веломана экстремально зашкаливает самооценка, и он автоматически причисляется к элите (примеры фирм: Ibis, Seven, Moots, Canfield, Ellsworth, Nicolai…).

Веломан — человек, фанатеющий от железок и велосипедов. Испускает бешеные деньги на велосипед, постоянно находящийся в состоянии апгрейда. Знает все о железках. Ненавидит ашанбайки. Постоянный участник форума velomania.ru и подобных. Почти все веломаны больше любуются на свое железо, чем катаются на нем.

Велотрусы (памперсы) — основополагающий элемент велоодежды. Внутренняя прокладка (собственно сам «памперс») предохраняет область промежности от натираний, но слишком спорный внешний вид велотрусов дает все основания для холивара «нужны или нет?», который ведется с самих ранних байкерских времен. Велотрусы бывают и вшитыми в обычные шорты, но это — большая редкость. Но ничто не мешает маскировать велотрусы нормальными шортами.

Весоманьяк (вейтвиннер, лайтер) — подвид веломана, особи которого целенаправленно тратят несоразмерные суммы на облегчение веса своего велосипеда. Мечтают о невероятно дорогих облегченных деталях (особенно о карбоне и титановых болтах вместо стальных). Чтобы вас не обвиняли в весоманьячестве, помните: облегчение палок особого выигрыша (кроме внешнего вида) не даст, а вот уменьшение момента инерции колес сделает байк более динамичным. И подвески станут лучше отрабатывать мелочь — неподресоренные массы уменьшатся. Облегчать нужно с умом, а не перфорировать тормозные ручки.

Ви-брейк — основной (для МТБ) вид ободных тормозов. Два почти параллельных рычага снизу крепятся к раме (вилке), примерно посредине в них крепятся колодки, сверху рычаги стягиваются перпендикулярно подведенным тросиком, в результате образуется конструкция в форме буквы «П» (название V-brake — это сокращение от «векторные тормоза», и никоим образом не указывает на внешний вид, в отличие от триальных U-brake).
Холивар «диск VS ви-брейк» является одним из древнейших, хотя по факту уже утих. Достаточно взглянуть в каталог любого крупного производителя, ви-брейки остались лишь в нижних моделях, в стоке на кантрийных хардтейлах — 100 мм вилки и диски — потому что чем больше циферок в длине вилки — тем охотнее её купят, а дорогой вел и не с дисками тем более не купят — в Ашане ведь с дисками и в 2 раза дешевле есть! Маркетинг, ничего личного. Гурманы-самосборщики олдскул-труЪ-ретро-хайэнда просто вынуждены ставить диски на топовые рамы, потому что крепления под Ви на них уже и не встретишь. Впрочем, бывали случаи приматывания пивотов под вибрейки карбоном в домашних условиях, что эквивалентно покупке белорусского карбонового Аиста (благо там пивоты есть). Но олдфаги еще находят старые рамы с пивотами — тем более, что топовые кантрийные вилки под вибрейк еще выпускают. Ну а в нетоповом сегменте холивар продлится еще с пяток лет — добротные рамы среднего уровня с пивотами еще никуда не делись (исчезают, но очень медленно). В обоих случаях недостатки какого-то типа тормозов являются продолжением его достоинств.

Вилсет — комплект готовых колёс (переднее и заднее) заводской сборки. При этом используются нестандартные, специально подобранные спицы, втулки и ободья, что позволяет улучшить характеристики колеса, а самое главное — упростить автоматическую сборку (пример — полностью прямые спицы вместо классических J-образных), но стоимость таких колес выше, чем самосборных, а ремонтопригодность гораздо ниже (см. CrankBrothers Cobalt, мавики на люминевых или карбоновых (R-Sys) спицах и т. п. Доходит до того, что все компоненты такого колеса нестандартны и, соответственно их практически невозможно у нас приобрести; мелочёвка — это последнее, на что обращают внимание здешние так называемые «дилеры»), поэтому по поводу целесообразности их применения ведутся нешуточные споры.

Водятел — водитель авто, уверенный, что велосипедам не место на проезжей части, или просто плохой водитель, которых на дорогах великое множество. Не пропускает, пугает сигналом (уже и на байк можно установить мощный сигнал, например, Air Zound, причем в этом случае эффект неожиданности даже больше) и смотрит на велосипедиста как на низшую форму жизни. Иногда случаются лютые ДТП с участием велосипедистов по вине водятлов, вызывающие шквалы ненависти на велофорумах.

Воздушный мешок (ехать лифтом, на халяве, такси, ехать на колесе, гонка за лидером, слипстрим) — широко распространенный тактический прием в профессиональном шоссейном и трековом спорте. Суть в том, чтобы впереди идущий гонщик рассекал воздушный поток и тратил больше сил, чем сзади идущий впритык (на колесе) халявщик. В миру применяется особо обезбашенными, для езды по трассе, и даже по городу. Как правило, мирской халявщик пристраивается за груженой фурой, раздолбанным ЗИЛом, автокраном, говновозом или даже скутером (!) и может без напряга ехать 60-80 км/ч, а в особо запущенных случаях — 100км/ч и выше. Один нюанс: если фура тормознет, или пропустит под брюхом кирпич, или яму, ну ты понел… В этой стране такой тип езды распространен мало в виду перманентно плохих дорог. Но особо опытные динозавры приловчились держаться напротив стопа и сразу выскакивать, как только тот загорается. В свою очередь, особо опытные водятлы приловчились пускать пыль в харю велосипедисту, цепляя обочину, чтобы скинуть его с колеса и, в случае чего, не отвечать за дурака.

Гей-кантриец — кантриец, облаченный по всем канонам велогонок в обтягивающую одежду. Как правило, термин применяется поклонниками более экстремальных дисциплин.

Гидрадисковые тормоза с гидроприводом, объект холиваров «механика VS гидравлика».

Глухарь или Фиксед (от Fixed Gear) — относится к редкому экземпляру. Чрезвычайно жесткий и легкий велосипед исключительно для трековых дисциплин с одной глухой (то есть без свободного хода) передачей. В США развит культ обезбашенной езды по переполненным городским улицам на этих агрегатах с непомерными нарушениями ПДД и выламыванием зеркал у таксистов. Характерные особенности труЪ фиксгирщика:
отсутствие тормозов (чтобы снизить скорость, нужно придерживать вращение педалей(!));
отсутствие шлема;
здоровенная, порядка 3,5:1 (хотя труЪ — 3:1), передача, вкупе с низкой посадкой позволяющая разогнаться на равнине выше 70-ти км/ч;
олдскульная трековая рама итальянского производителя;
труЪ олдскульный, стальной руль с глубокой посадкой или разделочный рогач;
открытки в спицах;
сумка через плечо;
туклипсы;
полная неадекватность на дороге;
никаких обтягивающих шортиков и маечек попугайских раскрасок!!!!!!1111одинодин;
технічна можливість стоять на месте (сюрпляс) и ехать задом;
наличие некоего мистического чувства предвидеть ситуацию на дороге на несколько секунд вперед (даже ВНЕЗАПНЫЙ маневр чайника на тазике и лютые, в лучших традициях люфтваффе, виражи маршрутчиков через три полосы).

Какашник — каталец кросс-кантри, также может обозначать байк для этого стиля езды.

Карбон — материал для изготовления рам и некоторых других деталей, альтернатива алюминию. Он же углепластик. Карбон является объектом эротических фантазий большинства веломанов, особенно вейтвиннеров, потому что позволяет облегчить вес еще на полтора грамма. Также карбоновые вилки и подседельники гораздо лучше алюминиевых в плане поглощения микровибраций, а карбоновые рули, к тому же, приятнее держать в руках зимой.

Картон, капрон — то же, что и Карбон.

Контактыконтактные педали. Отличаются от обычных педалей-платформ (топталок) тем, что нога, обутая в специальную обувь (твердая, иногда карбоновая подошва с креплениями — «шипами»), жестко пристегивается к педали — получается что-то близкое по конструкции к лыжному креплению. Различают «горные» и «шоссейные» контакты. Вторые чуть эффективнее, но требовательны к точной настройке положения ноги, да и по асфальту не походишь — шипы быстро изнашиваются. Контактные педали являются объектом множества холиваров — как общих, типа «ну нафига они мне нужны?» до более специализированных, типа «Шимано VS КрэнкБразерс».

Крокодил — советский велосипед, модернизированный с применением современных деталей (на языке велосипедистов — «компонентов»). Та же рама может быть основой как шоссейника, так и эрзац-МТБ.

Лежак (триатлонный лежак, aerobar, кровать, разделочный руль) — исключительно шоссейный аксессуар, хотя находятся извращенцы, которые ставят лежаки на МТБ. Представляет собой две параллельные колесу палки (или оглоблю) на руле и подлокотники. Позволяет спортсмену принять аэродинамическую позу лыжника гигантского слалома. За счет значительного снижения сопротивления воздуха, позволяет ехать быстрее. Опасен отвратительной управляемостью и секундной задержкой (пока перехватишь баранку) для торможения. Применяется в триатлоне и раздельных стартах. Из-за повышенной травмоопасности UCI запретилa использование лежаков во всех групповых гонках.

Матрас — пьянка, порой безалкогольная, после покатушек. Также в некоторых регионах может означать неспешную покатушку по местности с несложным рельефом. Следовательно, матрасник — пешеход, севший на велосипед.

Подвес (двухподвес, диван, в случае ашанбайка — «двухпружин») — байк, имеющий амортизацию заднего колеса. Объект холиваров «хардтейл VS подвес» и «одношарнирка VS многошарнирка».

Попса — фирма-производитель велосипедов или комплектующих, получивших широкое распространение на территории страны (например GT, Merida, Giant, Author, Trek).

Промподшипник (пром) — подшипник, состоящий из двух колец с запрессованными между ними шариками (то есть не насыпной). Объект холиваров «втулки на промах» vs «втулки классические».

Топталки
— классические педали-платформы. Могут оборудоваться туклипсами — ремешками для закрепления ног на педали. Туклипсы значительно дешевле контактов, не требуют специальной обуви, но высвобождать ногу в случае чего труднее, чем из контактов. Поэтому холивар «контакты VS туклипсы» в наши дни завершен полной победой первых.

Хардтейл
(табурет) — байк с жесткой рамой, но имеющий спереди амортизационную вилку. Если и вилка жесткая, то это — ригид.

ХВЗ (икс-бэ-три, по аналогии с XTR) — Харьковский ВелоЗавод. В далекие времена совка выпускал превосходные шоссейники, которые ездят по сей день. Нужно отметить, что в настоящее время ХВЗ выпускает недорогие, вполне приличные алюминиевые шоссеры на COPE) и продает их всего по 1699 грн, то есть меньше чем $200.

Шоссер (шоссейник) — шоссейный велосипед. Вот этот вид как раз и используется по назначению, в отличие от большинства горных. Разделочный шоссер — особый подвид для триатлона и гонок с раздельным стартом. Отличается от шоссера обычного ультранизкой посадкой на сильно смещенное вперед седло, рулем-лежаком, плоской рамой с внутренней прокладкой тросов и не менее плоской вилкой (уже есть и широкие шатуны каплевидного профиля). Для сохранения маневренности агрегата и более правильного распределения веса (ведь извращенец будет сидеть на самом кончике седла, упираясь локтями, почти половина веса тела вынесена вперед за руль) задние перья делаются очень короткими и заднее колесо в буквальном смысле впихивается в подседельную трубу, заставляя конструкторов помучаться, придавая ей изогнутую форму. Также часто используются огромные ведущие звезды (как вам, например, дабл 55+42? Большее число зубьев используется только для гонок за лидером), высокие каплевидные ободья спереди, дисковые колеса сзади и разные аэродинамические решения вроде обтекателей перед рулевым стаканом или размещения тормозов в аэродинамической тени вилки. Кстати, тормоза у шоссейников послабее, чем у МТБ.

Еще сюда входят многочисленные термины, использовавшиеся со времен советского велоспорта, но сейчас замененные на эквивалентную им кальку с английского (например, «поршень» — «пистон», «рукоятки руля» — «грипсы», «штырь» — «пин». Руль «хендлбаром» назвать еще не успели :-) ) и жаргонные названия марок компонентов («мурзик», «хаггис» и т. д.).

Также рекомендуем ознакомиться:

  1. Навыки выживания на улицах для велосипедиста
  2. История горных велосипедов
  3. Полноприводный велосипед
  4. Аптечка велосипедиста
  5. Как появился велосипед

Оставить комментарий

Нам помогают: