Споры по поводу того, из какого материала рама лучше, ведутся постоянно. Причем большой оценки всегда удостаивается тот материал, из которого изготовлена рама велосипеда спорщика. Все согласны, что чем легче, прочнее и долговечнее рама, тем она лучше. Поэтому при подготовке данного обзора учитывались мнения, как самих производителей, так и профессиональных велосипедистов, мнения экспертов по прочности и долговечности конструкций и материалов используемых в военной авиации и на космических станций. Поэтому материал получился очень объективным и в то же время изложен просто, без профессиональных выкладок.

Для начала рассмотрим характеристики всех металлов из которых изготавливаются рамы для горных велосипедов, это необходимо чтобы понять конструктивные особенности рам изготовленных из каждого материала. Все замечали насколько массивней выглядят рамы из алюминиевых сплавов по сравнению со стальными?

Есть у металла такой важный показатель как жесткость. У стали самая высокая жесткость — 30, у алюминия, в зависимости от сплава, этот показатель равен 10-11, а у титана 15-16,5. Чем выше этот показатель, тем металл более устойчив к деформации. Почему же не все рамы делают из стали? Ответ мы находим, сравнив плотность этих металлов — от нее зависит вес рамы. Чем выше плотность, тем материал тяжелее: у стали этот показатель равен 490, у титана 280, а у алюминия 168,5. То есть сталь как в 3 раза тяжелее алюминия, так и в 3 раза жестче. А титан является «золотой серединой». Но в продаже, как мы видим, чаще всего встречаются велосипеды с алюминиевой рамой, а рамы из титана вообще мало кто видел в живую. Но есть и еще один материал про который пока не было сказано — карбон.

Сталь

СтальЭто самый простой в обработке материал, используемый для горных велосипедов, чем объясняется низкая цена велосипедов со стальной рамой. Рамы из стали делаются в Китае и Сингапуре, фирмы даже указывать не будем, чтобы вы не вздумали ЭТО купить.

Помимо простой Hi-Ten стали используется также Cro-Mo — это хромомолибденовые сплавы. При изготовлении Cro-Mo рам широко используется технология баттинга, т.е. стенки труб рамы различаются по толщине в разных местах, что позволяет их делать как прочнее, так и легче. Но и стоят такие рамы заметно дороже. Таких рам мало и производятся они фирмами: Kona, Jamis, Marin. Существует технология, значительно повышающая прочность стали — «закаливание на воздухе». Особенность технологии в том, что сталь при охлаждении становится прочнее, а не наоборот, как при обычной закалке.

Плюсы хорошей (хромомолибденовой) стальной рамы:
гашение вибрации и смягчение ударов;
изгибание при входе в поворот, от чего поворачивать проще;
высокая прочность и жесткость;
долговечность;
при поломке, легко можно сварить;
хороший накат.

Минусы стальной рамы:
подверженность коррозии;
большой вес;
не подходят для тяжелых велосипедистов;
небольшие потери энергии, затраченной на кручение педалей, при езде стоя.

Алюминий

АлюминийЦеликом алюминиевых рам нет — они варятся из сплавов с цинком или кремнием и магнием, потому что алюминий мягкий металл. Существует множество сплавов: 6061, 6065, 7000, 7005, 7009T6, 7010T6 и другие. Чем меньше номер сплава рамы, тем она лучше, но и дороже. Лучшие рамы делает фирма Cannondale (США), также хорошие американские рамы от GT, Scott, Specialized, Trek, Marin, немецкой фирмы Wheeler и тайваньской Giant. Из этого материала чаще всего делают рамы нетрадиционных форм. Для компенсации низкой жесткости рамы делают большого диаметра, широко используют баттинг. Но при своих внушительных размерах, алюминиевые рамы остаются намного легче стальных. Отдельно стоит сказать про алюминиевые сплавы с использованием скандия. Такие рамы по характеристикам близки к титановым, но и процесс их изготовления намного сложнее.

Плюсы алюминиевой рамы:
низкий вес;
хорошая устойчивость к коррозии;
выдержит велосипедиста любого веса;
это более скоростные и динамичные рамы: проще набрать скорость и легче ехать в гору;
большая чувствительность на дороге;
агрессивный внешний вид.

Минусы алюминиевой рамы:
накапливают усталость, поэтому не рекомендуется эксплуатировать одну раму дольше 10 лет — может внезапно сломаться;
плохой накат;
не гасят вибрации;
плохо поддаются ремонту.

Титан

ТитанТитановые рамы используют в профессиональном велоспорте. И это не удивительно, так как они сочетают в себе преимущества как стали, так и алюминия, при этом срок службы составляет не один десяток лет. Высококлассные титановые рамы делают такие фирмы, как Wheeler (Германия), Mongoose (США). Они, как и алюминиевые рамы, представляют собой сплав, но более дорогой: используется алюминий и ванадий.

Плюсы титановой рамы:
низкий вес;
высокая прочность;
гашение вибрации и смягчение ударов;
это лучшие рамы для гонок по сильно пересеченной местности;
не боится никакой погоды — не нужно красить;
нет коррозии;
сложно поцарапать;
срок службы несколько десятков лет.

Минусы титановой рамы:
высокая цена;
небольшие потери энергии затраченной на кручение педалей при езде стоя;
отремонтировать самостоятельно практически невозможно.

Магний

МагнийИз него делаются самые легкие на сегодняшний день рамы, но в тоже время и самые недолговечные. Изготавливаются фирмами Litech (Россия), и Merida (Тайвань). Многие профессиональные велосипедисты считают этот материал крайне ненадежным. И действительно, он еще мало изучен, но широко применяется для изготовления амортизационных вилок для горных велосипедов.

Плюсы магниевой рамы:
самые легкие рамы;
высокая прочность;
хороший накат и динамика.

Минусы магниевой рамы:
высокая цена;
требует бережного обращения;
подвержена сильной коррозии;
ресурс 2-3 года;
недостаточная прочность (по некоторым данным).

Карбон

КарбонЭто, пожалуй, самый космический из материалов, используемых для изготовления рам. Делают их фирмы Trek, Easton, Cannondale, GT, Gary Fisher, Klein (США). Это не металл, а углепластик — волокна углерода, склеенные между собой сильным клеем. Это единственный материал в котором можно увеличивать жесткость не только в определенном месте рамы, но и в определенном направлении, где это нужно. Конструкции из карбона можно делать любой формы без потери жесткости. Углепластик относительно новый материал, но с огромным потенциалом.

Плюсы карбоновой рамы:
низкий вес;
высокая жесткость конструкции;
возможность усилить жесткость в любом направлении;
простота изготовления экзотических форм;
долговечность.

Минусы карбоновой рамы:
очень дорогие;
при недостаточно хорошей проектировки может легко сломаться;
неустойчив в сильным точечным ударам, после чего возможно полное разрушение конструкции;
для горных велосипедов «ненадежная» рама;
слабые в узлах, где используется металл, там же возможна и коррозия;
не ремонтируются.

Еще на основе карбона делают комбинированные рамы, имеющие пространственный каркас из титана, магния или алюминия. За счет чего такие рамы имеют плюсы металлических рам и карбоновых, но так же, как и карбоновые, они неустойчивы к сильным точечным ударам. Ходовые характеристики таких рам — одни из лучших в мире.

После такого подробного рассмотрения, надеемся, каждый сможет выбрать из какого материала подойдет рама именно ему. И не нужно ломать голову над вопросом: раму какой фирмы брать, мы это сделали за вас. Посоветуем новичкам остановиться все-таки на алюминиевых, либо хромомолибденовых рамах. Все-таки титан и карбон — для профессиональных велосипедистов и стоимость таких рам в разы больше.

Также рекомендуем ознакомиться:

  1. Велосипедные рамы
  2. Велосипеды Fuji
  3. Велосипеды Author
  4. Лучшая смазка для цепи
  5. Двухподвес или хардтейл

2 комментария на “Рамы, материалы и производители”

  • Сергей:

    Не только новичкам, но и профессионалам можно посоветовать велосипеды с алюминиевыми рамами. Потому что на сегодняшний день это наверное самый лучший и проверенный материал для изготовления велосипедных рам. А почему Вы про велосипедную фирму Merida и Cube ничего не написали, ведь это одни из ведущих велосипедных фирм в Мире, и их рамы являюися одними из лучших?

Оставить комментарий