Велосипед, как и любой механизм, в процессе эксплуатации, изнашивается. В первую очередь у велосипеда изнашиваются узлы привода – цепь, кассета и система (блок передних звездочек). Но износ каждого узла велосипеда имеет свои особенности.

Определить износ звездочек можно по форме зубьев. Т.к. цепь велосипеда в процессе езды воздействует только на заднюю сторону каждого зуба, изнашивается именно эта сторона. На новой звездочке каждый зуб имеет заднюю сторону более крутую, чем переднюю. В процессе износа передняя сторона остается без изменений, а задняя понемногу “расплющивается” и стирается цепью, и становится при этом более пологой. Обычно ресурс кассеты – порядка 10000-15000 км, хотя он сильно зависит от класса оборудования, и от стиля езды на велосипеде. Когда зубья сильно изношены, при активном педалировании цепь начинает проскакивать, особенно на маленьких звездочках.

Система изнашивается примерно так же, как и кассета – меняется форма зубьев. При сильном износе цепь начинает проскакивать на передних звездочках. Ресурс системы достаточно велик, (она может работать и 20000-25000 км), но сильно изношенная цепь загубит ее раньше.

Цепь служит меньше, чем кассета – порядка 4000 км. (опять же, ресурс сильно зависит от условий езды на велосипеде). Износ цепи проявляется в том, что она “вытягивается”. То есть если положить рядом новую цепь и цепь со стажем, то при одинаковом количестве звеньев старая цепь будет длиннее (конечно, в натянутом состоянии). Вытягивание цепи обусловлено не физическим удлинением ее пластин, а износом осей звеньев, то есть цепь разбалтывается. Это приводит к тому, что меняется расстояние между звеньями цепи, и появляется несоответствие между длиной звена цепи и расстоянием между зубьями звездочки. Поэтому сильно изношенная цепь способствует быстрому износу кассеты и системы велосипеда.
Для определения износа цепи надо измерить длину 24 сегментов цепи, измерять можно обычной линейкой или рулеткой, не снимая цепь с велосипеда. В этом случае измерения проводят на верхней половине цепи, когда она слегка натянута. Поскольку один сегмент цепи имеет длину 0.5 дюйма, длина 24 сегментов должна составлять 12 дюймов, или один фут, или 304.8 мм. Измерять надо расстояние между центрами первой и 25-й осей.
Результаты замера соответствуют:
304,8 мм – новая цепь.
304,8 ~ 306,4 мм – цепь в норме.
306,4 ~ 307,9 мм – цепь изношена, если ее заменить сейчас, то поначалу возможны небольшие проблемы из-за несоответствия шага новой цепи и старых звездочек. Через некоторое время цепь и звездочки должны приработаться.
307,9 мм и больше – цепь сильно изношена, кассета и система – скорее всего, тоже. Если заменить только цепь, то процесс приработки может затянуться. Лучше поменять кассету и систему вместе с цепью.

Можно, конечно, накатать 10000 км, ничего не делая ни с кассетой, ни с цепью, ни с системой велосипеда. Но если на изношенную кассету поставить новую цепь, то начнутся проблемы из-за разного шага цепи и кассеты, и потребуется некоторое время на то, чтобы они приработались друг к другу. А сильно изношенная кассета и вовсе не будет нормально работать с новой цепью, равно как сильно изношенная цепь угробит новую кассету и систему.
Поэтому первое правило – если привод износился сильно, то меняем все сразу – кассету, цепь, систему, а не по частям.
Есть мнение, что можно, не дожидаясь сильного износа, приобрести две или три цепи, и менять их по кругу, через 1000-1500 км. Тогда цепи и звездочки будут изнашиваться равномерно. С другой стороны, разные звездочки изнашиваются по-разному. Естественно, ваши “любимые” звездочки будут изнашиваться быстрее, чем остальные, поэтому о равномерности износа в этом случае говорить не приходится.

Что посоветовать в каждом конкретном случае? Это зависит от вашего стиля катания и от его интенсивности. Если вы катаетесь на велосипеде только по двору или парку, и его пробег измеряется парой сотен километров в сезон, то очевидно, его износ в течение ближайших десяти лет вам не грозит. А для тех, кто катается на велосипеде много и часто, можно попробовать менять цепи по кругу.

Также рекомендуем ознакомиться:

  1. Устранение неисправностей велосипеда
  2. Стратегии обслуживания велосипеда
  3. Лучшая смазка для цепи
  4. Чистка и смазка цепи
  5. Настройка переключателей скоростей

Оставить комментарий

Нам помогают: